Одним из самых необычных и интересных видов оружия является традиционный индийский кинжал катар (кутар, котах, котаха, кутах, кутар). Название этого оружия предположительно происходит от индоиранского корня «кат» – резать или колоть.
Второе название катара – джамадхар, что в переводе обозначает «Клинок Бога смерти» или «Язык Бога смерти».
Такое оружие встречалось также в Китае, Индонезии, ряде других стран с глубокой древности, но наибольшее признание получило именно в Индии в XVI-XVIII веках. Катар особенно почитался раджпутами – представителями привилегированного военно-феодального сословия, выходцами из касты кшатриев.
Форма клинка имеет форму высокого треугольника, длина которого варьируется от десяти сантиметров до одного метра (рис. 1), с обоюдоострым ромбовидным острием. Иногда клинок даже раздваивался (рис. 2), но при этом кончик его оставался неизменным – всегда заточенным в виде ромба. Такое острие служило для нанесения трудно-заживляемых ран, приводящих к обескровливанию и ослаблению противника.
Усиленное острие весьма характерно для многих видов кинжалов Индии. Катар часто называли «пробивным кинжалом», так как он был способен пробивать кольчужный доспех, реализовывая, таким образом, принцип «чатха» – лишение жизни одним ударом.
Основной отличительной чертой катара является рукоять в виде соединенных букв «Н» и « М» (рис. 3).
Она состоит из двух параллельных внешних стержней, обхватывающих запястье и соединенных двумя поперечинами, находящимися под прямым углом к клинку (рис. 4).
Верхняя поперечина служит основанием клинка, а нижняя – рукоятью. Она упирается в основание ладони, позволяя практически безболезненно и надежно амортизировать отдачу за счет ограничения подвижности запястного сустава и направления передачи нагрузки. Длинные параллельные пластины рукояти катара надежно защищают предплечье руки от рубящих ударов. Для более основательной защиты кисти на клинках, которые производились в южной части Индии, приваривали фигурный, выпуклый защитный щиток (бара джамдэда).
Упорная поперечина имела в средней части утолщение овальной формы, но могла также состоять и из нескольких металлических пластин, расположенных параллельно (рис. 5). Катар удерживался не силой сжатия пальцев, как в случае оружия с традиционной рукоятью: пальцы запирают упорную поперечину в кулаке, образуя жесткую механическую конструкцию. Надежность удержания катара не уменьшалась, даже если рука и рукоять становились влажными.
Известно, что перед боем катар иногда привязывали к руке. Такое крепление служило не только символом боя до смерти или победы, но и предохраняло от утраты оружия в затяжном бою: надежность удерживания катара, при-вязанного к руке, практически не зависит от степени усталости воина.
Еще одной отличительной чертой катара является то, что клинок и рукоять выполнены в виде моноблока. Это способствовало устойчивости кинжала при столкновении с более тяжелым оружием. Первые образцы катаров были цельнолитыми, а в дальнейшем кузнецы использовали метод склепывания. Нередко встречаются катары, изготовленные из булата или дамаска с узорчатым, богато украшенным лезвием.
Катар является оружием ближнего боя, в котором можно быстро нанести короткий тычковый удар. Но встречались и образцы длиной до одного метра с прямым или слабо изогнутым, лезвием. И хотя в этом случае увеличивались его режущие свойства, способность к колющему удару значительно уменьшалась. При рубящих и секущих ударах катар с его нестандартной рукоятью при длинном лезвии был неудобен и проигрывал традиционной индийской сабле – талвару. Это объясняется малой подвижностью запястного сустава и положением кулака по отношению к запястью. Работа длинным клинком катаром напоминала работу пилой – удар с оттягом на себя за счет работы локтевого и плечевого суставов.
По гравюрам XVII-XVIII веков можно отследить, что катар носили в плоских ножнах, заткнутым за пояс как с левой, так и с правой стороны (рис. б-8).
То есть им можно было работать как правой рукой, так и левой. В левой руке он служил вспомогательным оружием: им парировали удары противника.
Возможно, было также применение катара как основного оружия в паре со щитом или с другим катаром.
Техника работы двумя катарами встречается редко и требует немалого мастерства из-за особенности нестандартной рукояти.
Одной из самых интересных разновидностей катара является «джамадхар селикани» с раскрывающимися наподобие цветка лезвиями. Раскрытие происходит при сжатии в кулак двух параллельных перемычек. Существуют катары с тремя, четырьмя и даже пятью лезвиями, в сложенном состоянии выглядевшими как единое целое (рис. 9), пока не задействован рычаг открытия (рис. 10). Такой клинок мог раскрываться непосредственно после проникновения в тело противника, что наносило широкие внутренние раны и способствовало нанесению сильных увечий. Либо они раскрывались в момент нанесения удара для поражения большей площади тела.
Встречаются также клинки полые внутри. Лезвие большого служило одновременно ножнами для второго, меньшего по размеру.
Катары, как и другие виды оружия в Индии, служили не только как орудия убийства, но и показывали статус владельца – выполненный золотом или серебром декор могли позволить себе только раджи и богатые воины. Степень отделки ограничивалась лишь ценой изделия и фантазией мастера, а значит, была практически безгранична.
Рукояти катаров делались в виде животных, в основном тигров и слонов, по лезвию пускались сложные гравировки, в некоторых катарах делались тайнички с помещенными внутрь миниатюрами из жизни или охоты. Одной из широко распространенных техник отделки была таушировка — в теле клинка прорезался рисунок или орнамент, куда вкладывалась золотая или серебряная проволока, затем поверхность нагревали, и после того, как расплавившаяся проволока занимала весь объем рисунка, полировали.
Изображения катара встречаются на документах раджпутов. Два перекрещенных катара были на эмблеме 3-го батальона 31-го полка Бенгальской туземной пехоты. Этот элемент он получил после битвы при Куддалоре в 1781 г., в которой батальон сошелся в рукопашном бою с войсками Хайдара Али. Позже эмблема была принята в качестве знака всего Раджпутского полка.
Катар изображен на серебряной рупии 1906 г. и на пайзе (мелкая монета) княжества Бунди.
В княжестве Алвар в 1877-1901 годах выпускались оригинальные марки с изображением катара и надписями на хинди. Всего были выпущены четыре марки.
Княжество Мевар в период борьбы за независимость Индии в 1948 году также поместило на своем флаге изображение катара.
СПРАВКА
Раджпуты – особая общность в сложнейшей системе индийского кастового общества, – переселившиеся в Северную Индию и укрепившиеся там к VII веку в провинции Раджастхан, сумели стать подлинными наследниками древнеиндийских кшатриев не только в искусстве государственного управления, но и во всех аспектах военного дела. И все благодаря тому, что вожди раджпутских племен проявили редкую мудрость и дальновидность, приняв идеологию и ценности индуизма и решив мирно «встроиться» в индийское общество в тесном сотрудничестве с брахманами – высшей индийской кастой религиозных учителей и духовных авторитетов. Вместе с «благословлением» брахманов заниматься трудным искусством войны раджпуты восприняли от них также кшатрийскую воинскую идеологию, в полной мере сформулированную к тому времени в четырех великих произведениях древнеиндийской литературы : «Артхашастре», «Законах ману», «Махабхарате» и «Рамаяне».